Работа с картоном
Способы подготовки картона
Представляю вашему вниманию азы картонажной пластики — работа с картоном. Способы подготовки картона могут быть различны. Я предлагаю два: сухой и мокрый. Сухой способ оголения гофрированного слоя предполагает механическое удаление гладкого плоского слоя скальпелем. Но дети предпочитают «мокрый» способ, когда поверхность картона смачивают водой, ожидают приблизительно одну минуту, а потом без труда удаляют размокшую бумагу.
Нарезка полосок из картона
Обычно для работы требуется очень много полосок из картона. Полоски могут нарезаться различными способами, а потому иметь разную форму, в зависимости от выполняемой работы.
Полоски нарезаются из подготовленного сухого картона, т.е. с гофрированного картона уже снят верхний гладкий слой. Нарезка происходит на стекле при помощи канцелярского ножа по металлической линейке. При этом получаются полоски, отличающиеся высокой гибкостью. Такие полоски легко наклеиваются на основу — кусок картона, в форме круга, овала, зигзага, завитка или любой другой фигуры со сложными очертаниями.
Полоски могут нарезаться как ножницами, так и канцелярским ножом по металлической линейке на стекле.
Условные обозначения
Детали на картоне прорезаются согласно задуманному рисунку, т.е. сначала прорезается верхний гладкий слой картона, затем он снимается, обнажая слой гофры или же более глубоко залегающий слой гладкой бумаги.
Такую операцию мы называем «оголение гофры». Для облегчения понимания совместно с детьми были приняты условные обозначения основных технологических операций. Так, операция «оголение гофры» обозначается на детали как линия – зигзаг.
Наклеивая полоски гофрированного картона гладкой стороной к поверхности и постоянно смещая «волны» картона, мы получаем так называемую «черепицу». Операция «черепица» обозначается «решёткой».
Если нам необходимо какую-то деталь прорезать насквозь, то на панно она будет помечена «крестиком». Операция «вырезание детали» — крестик.
Организация первых занятий по картонажной пластике
Гофрированный картон — удивительный необычный, а главное бесплатный материал и вы точно оцените по заслугам его декоративные особенности. Но это можно сделать только на практике. Сначала я предлагаю детям выполнить простейшие изделия небольших размеров из полосок гофрированного картона, так называемые игрушки — от простого к сложному, такие как черепашка, паук, цветочек, рыбка, сова, домовёнок, воронёнок, летучая мышь и др. Затем ребятам предлагается работа уже с трёхслойным картоном — плоские работы, панно. Как правило, это рисунки с животными, персонажами из мультфильмов и т.д. Дети переводят рисунок при помощи копировальной бумаги на картонную основу, затем делают разметку карандашом условные обозначения деталей на рисунке, которые необходимо оголить, прорезать или оклеить черепицей. Затем учащиеся приклеивают полоски гофрированного картона, согласно своего эскиза.
Особенность первых занятий по картонажной пластике в том, что на каждом учебном занятии учащиеся изучают одну тему и изготавливают одно изделие из картона. При этом педагог рассказывает интересные факты об изготавливаемом изделии. Если это животный мир, то о видах, местах обитания, питании, особенностях, исторических фактах и т.д. Если обереги (например, домовой), то легенды, предания и др. Такая организация работы с детьми способствует созданию устойчивого интереса к занятиям по картонажной пластике, расширению кругозора и желанию самостоятельного творчества.
Получив навыки работы с инструментами и, овладев в совершенстве способами подготовки картона к работе, нарезки полосок, а также наклеиванием полосок на основу, окрашиванием некоторых элементов растворимым кофе, научившись выполнять простые изделия из гофрированного картона, учащиеся переходят к более сложному процессу, но интересному и увлекательному – изготовлению объёмных работ (объёмные панно, куклы, самовары, домики, транспорт и многое другое). Работа с картоном — увлекательнейшее занятие!